<ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА>


В 1989 году В. Н. Ардабьев внес на рассмотрение отдела народного образования и горкома КПСС г. Уварово программу создания в городе среднего общеобразовательного учебного заведения для обучения одаренных детей (типа гимназии или лицея).

Причиной, побудившей к разработке такого проекта, стал опыт работы в профильных классах лицейского типа в период с 1985 по 1988 годы В.Н. Ардабьева (учитель физики школы № 8) и В.Я. Ледовских (учитель истории школы № 3). Позже профильные классы появились и в других школах. Наряду с положительными результатами работы профильных классов были выявлены и некоторые отрицательные аспекты:

·         профильный класс удавалось сформировать только из учащихся данной школы, а в школе в одной параллели редко бывает белее 2-х классов;

·         в профильный класс поступали учащиеся, которым углубленное изучение данного предмета не требовалось, они просто боялись оказаться в обычном классе (там, по их мнению, оставались одни “дураки”);

·         учащиеся других школ не решались поступать в профильный класс, считая себя в этой школе “чужаками”;

·         в рамках одной школы не всегда удается создать симбиоз профильных предметов (например, не имеет смысла углубленно изучать физику без соответствующего изучения математики).

Отсюда следует, что профильное или углубленное изучение различных предметов одаренными детьми должно происходить в учебном заведении нового типа, отделенном от существующих школ. Значит, необходима постройка нового школьного здания, либо поэтапное преобразование в лицей одной из действующих средних школ.

Тогда реализовать эту идею не удалось по следующим причинам:

·         не нашлось средств для постройки нового здания для этого учебного заведения.

·         ни один из директоров существовавших тогда школ не решился взять на себя решение проблем, связанных с большими изменениями в педагогических и ученических кадрах (перевод в другие учебные заведения учителей и учащихся, не соответствующих уровню лицея или гимназии).

Администрация города вернулась к рассмотрению этого проекта только в 1994 году. Директор Уваровского химического колледжа Сафонов Ю.А. (УХК тогда находился на балансе Комитета по химии и нефтехимии РФ) предложил создать физико-технический лицей на базе этого учебного заведения.

В сентябре 1994 года Уваровский физико-технический лицей произвел первый набор учащихся. Его учредителями стали Департамент образования Тамбовской области, администрация г. Уварово и Уваровский химический колледж. Созданию Уваровского физико-технического лицея предшествовала серьезная подготовительная работа: мы заключили договор о творческом союзе с Уваровским химическим колледжем, разработали документы, определяющие основные задачи и принципы деятельности нового для города образовательного учреждения, разработали новые переходные программы по всем профилирующим предметам.

В первый год эксперимента мы отрабатывали деятельность всех служб лицея, их взаимодействие, осваивали базисный учебный план, разрабатывали дидактические и методические материалы, школьную документацию. В 1995 году лицей прошел государственное лицензирование в отделе лицензирования Департамента образования администрации Тамбовской области (лицензия А 682917, регистрационный № 5/731 от 17.05.1999), а затем и государственную аккредитацию (свидетельство № 212 от 6 мая 1997 г.).

В 1994 году учредители лицея (Департамент образования Тамбовской области в лице начальника В.Г. Баева, администрация г. Уварова в лице главы администрации Ф.И. Сушкова и Уваровский химический колледж в лице директора Ю.А. Сафонова) и вновь назначаемый руководитель лицея В.Н. Ардабьев согласовали план постепенного разворачивания лицея в полнокомплектное учебное заведение. При отсутствии у города возможности выделить или построить отдельное здание придерживаться следующих этапов развития:

·        набор одного 9-го класса в 1994 и 1995 годах. Следовательно, к началу 1995-96 учебного года в лицее должно стать 2 класса - 9-й и 10-й;

·        набор 8-го и 9-го классов в 1996 году, т. е., в 1996-97 учебном году в лицее должно заниматься 4 класса - с 8-го по 11-й. В 1997 году должен состояться первый выпуск учащихся 11-го класса;

·       после первого выпуска из 11 класса планируется открытие второго отделения в виде одного 8-го класса;

·        каждый следующий год лицей будет производить набор в два 8-х класса (по одному на каждое отделение). Таким образом, к 2001 году должен состояться первый выпуск учащихся второго отделения. К этому времени в лицее будет 8 классов-комплектов.

·       при возможности снизить возраст приема в лицей (т. е., начальным классом лицея сделать не восьмой, а 7-й или даже 6-й).

·       если администрация города сумеет выделить или построить здание лицея, то этапы развития лицея будут скорректированы учредителями.

В 1997 году состоялся первый выпуск учащихся 11-го класса. С этого одного класса три года назад началась история лицея. Тогда не удалось провести достаточно серьезного конкурсного отбора. Кроме ребят, правильно понявших предназначение лицея, в тот 9-й класс пришли учащиеся со средними, или даже посредственными, знаниями, но с интересом к технике. Не все из пришедших к нам учиться выдержали насыщенность программ и уровень требований. Шестеро учащихся этого класса после окончания у нас 9-го класса вернулись в обычные средние школы. Преподаватели лицея за счет дифференцированного подхода к учащимся и использования оригинальных методик обучения подтянули знания многих из них до нашего среднего уровня.

Лицей никогда не проводил серьезных рекламных компаний с целью обеспечения массового привлечения лучших учащихся из школ города. Однако, общение наших учащихся и их родителей с жителями города давало всем интересующимся достаточную информацию о лицее. Несмотря на интенсивную контрпропаганду, проводимую педагогическими коллективами школ города (кому же захочется терять лучших учащихся), с каждым последующим годом росло количество желающих поступить в лицей. На 1-м этапе развития лицея количество классов-комплектов и количество учащихся менялось следующим образом:

Учебный год

В какие классы производился набор учащихся

Кол-во учащихся в классах

Всего

8

9

10

11

классов

учащихся 

1994-95

Только в 9-й

-

24

-

-

1

24

1995-96

Только в 9-й

-

26

20

-

2

46

1996-97

В 8-й и 9-й

26

20

26

20

4

92

1997-98

В два 8-х

44

24

24

25

5

117

1998-99

В два 8-х

40

42

24

24

6

130

99-2000

В два 8-х

39

39

44

21

7

143

2000-01

В два 8-х

40

40

35

43

8

158

Первоначально (т. е., в 1994 году) предполагалось, что вторым отделением лицея станет естественнонаучное, где профилирующими предметами будут химия, биология и география. Однако экономические изменения, происшедшие в нашей стране внесли коррективы в социальную сферу, изменили кадровые потребности общества. 

Анкетирование учащихся и родителей показали нам, что число семей нашего города, заинтересованных в получении химико-биологического образования резко сократилось, зато многие хотели бы углубленно изучать в лицее предметы, необходимые для получения в будущем юридического или экономического образования.

Эти пожелания родителей и учащихся совпали с кадровыми возможностями лицея. Были приглашены в лицей преподаватель истории Ардабьева А.Н. (высшая квалификационная категория) и к этому моменту учитель предметов правоведческого блока Сатина Э.А. уже закончила второй курс заочной аспирантуры на кафедре гражданско-правовых дисциплин ТГУ им. Державина. Администрация лицея весной 1997 года согласовала с управлением образования г. Уварова вопрос об открытии второго отделения юридического профиля.

Liceum: ard-liceum@mail.ru

WebMaster:    vasy_ok@mail.ru